Неизвестные миры под Антарктидой
Антарктида лишь на первый взгляд кажется безжизненной. На самом деле, она может быть обитаема. С таким заявлением выступили геофизики из Университета Колумбии. По данным, полученным со спутников НАСА, Антарктида содержит несколько так называемых «регионов озер». В них идут активные процессы минерализации, которые без участия микроорганизмов были бы вообще невозможны или шли бы в тысячи раз медленнее.
О том, что на Антарктиде может быть жизнь, ученые заговорили сравнительно недавно. Буквально полвека назад они были уверены в том, что Южный полюс представляет собой толстый ледяной слой и безжизненную основу под ним. Теперь они склоняются к мысли, что это не так.
До сих пор шестой континент Земли остается самым неизученным. В прошлом году здесь нашли сеть подледных рек. По своей форме они отдаленно напоминают бассейн Амазонки. Теперь материала для исследования у геофизиков прибавится.
Последние данные фото- и видеосъемки, полученные со спутников НАСА, говорят о существовании в Антарктиде так называемых «регионов озер», где идут активные процессы минерализации, которые без участия микроорганизмов были бы вообще невозможны или шли бы в тысячи раз медленнее. Это значит, что Южный полюс Земли в реальности представляет собой не безжизненную пустыню, а богатый природный комплекс, содержащий в себе «оазисы жизни», сообщает агентство ANI.
«Фактически подледная водная сеть Южного полюса очень велика, по своим масштабам она примерно соответствует территории США, что делает этот водный бассейн самым большим в мире. С большой долей вероятности можно говорить о том, что там существует целый новый мир, о существовании которого человечество еще 10 лет назад и не догадывалось», – утверждает Майкл Стадингер, геофизик из лаборатории Ламонт-Доэрти при Университете Колумбии.
Он говорит, что даже без учета последней серии съемок Антарктиды из космоса в пользу мощного водного бассейна, спрятанного подо льдом, говорят предыдущие исследования, проведенные на самой Антарктиде. Доказательством тому служат и большое реликтовое озеро Восток, и передвижения ледников, вызванные материковыми подледными движениями.
Единственное отличие антарктических озер от всех остальных заключается в том, что они полностью изолированы от внешнего мира на протяжении примерно 30–35 млн лет. Но, несмотря на это, озера и реки остаются в движении, благодаря теплу, поступающему из глубин материка. Это значит, что развитие живых организмов могло происходить на Антарктиде сотни тысяч лет параллельно развитию на остальных материках.
Не так давно в морях, омывающих Антарктиду, исследователи обнаружили виды животных, неизвестные науке. Это были хищные губки, которые живут на дне и ловят мелких беспозвоночных с помощью маленьких иголочек-спикул. Также впервые были найдены новые виды глубоководных равноногих рачков и морских червей – полихет. Существует предположение, что они могут происходить из подледных озер Антарктиды.
Пока ученые затрудняются определить точное количество озер и рек в Антарктиде. По последним данным, их насчитывается около 145. Все они расположены на глубине не менее 4 километров.
В следующем году специалисты планируют запустить над Антарктидой специальные зонды, оборудованные новой радарной технологией, которая позволит лучше изучить нижние слои Южного полюса.
Однако уже сейчас очевидно, что в ближайшее время изучение Антарктиды может быть существенно облегчено. По мнению исследователей, она представляет собой самый обычный континент, покрытый толстой ледяной шапкой. Именно она не давала до сих пор возможности специалистам узнать об Антарктиде всю правду. Однако глобальное потепление вносит в эти процессы коррективы. А более теплые озера подтачивают ледники снизу, что еще больше ускоряет процесс их таяния.
В ноябре этого года генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун даже посетил Антарктиду, чтобы своими глазами увидеть последствия изменения климата на планете. Он назвал «очень серьезной» проблему таяния ледников и выразил надежду, что своей поездкой привлечет к ней внимание мировой общественности и убедит лидеров государств всего мира в необходимости активизировать усилия перед лицом глобального потепления.